Как оспорить решение арбитражного суда?

Оспаривание решения арбитражного суда

Многие арбитражные споры завершаются в суде – именно этот орган имеет полномочия поставить точку в конфликте и утвердить, кто же из сторон прав. Однако решение арбитражного суда не всегда устраивает проигравшую сторону, и нередко для этого есть вполне серьезные основания. В таком случае можно попытаться оспорить вынесенный вердикт по делу – такая возможность предоставляется любому участнику судебного процесса. Однако как правильно подготовить жалобу, куда ее подавать, какие должны быть основания для этого и сколько времени займет оспаривание, знают далеко не все, кто сталкивается с арбитражными спорами. Обо всем этом, а также о том, как повысить шансы на успешное обжалование, мы поговорим в данной статье.

Основания для оспаривания решения арбитражного суда

Для того, чтобы подать жалобу на вердикт арбитражного суда, потребуются веские основания. Без них апелляция или вообще не будет принята к рассмотрению, или ее отклонят вскоре после начала слушаний. Законодательство четко определяет перечень обстоятельств, которые могут стать основанием для пересмотра решения апелляционного суда. Среди них отдельно стоит отметить такие:

  • после вынесения вердикта появились новые обстоятельства, которые могут повлиять на итоговый вердикт. Такое случается достаточно часто: уже после того как дело было рассмотрено в суде, у стороны, проигравшей процесс, появляются новые доказательства своей правоты, которые по тем или иным причинам не были доступны ранее, или о них вообще не знали. В этом случае сторона спора имеет право подавать апелляцию и просить пересмотра дела с учетом новых обстоятельств;
  • некоторые аргументы не были приобщены к делу и таким образом не учитывались при вынесении вердикта – иногда суд не принимает во внимание доказательства, предоставляемые стороной спора, мотивируя это решение их неправильной подготовкой, непонятным/незаконным происхождением, сомнениями в их легитимности и т. д. Если вы уверены, что с доказательствами все в порядке, или их не приобщили к делу по вашему недосмотру (например, не были соблюдены требования по подготовке документов), это может стать основанием для подачи апелляции и просьбы пересмотреть дело;
  • неправильное трактование или применение норм законодательства, другие судебные ошибки – судьи тоже люди, и они могут ошибаться и выносить ошибочные решения. Если у вас есть доказательства того, что при вынесении вердикта были допущены какие-либо ошибки, которые могли повлиять на его суть, это будет достаточным основанием для подачи жалобы;
  • допущены нарушения в процедуре рассмотрения иска – сюда относятся различные процедурные нарушения, такие как несоответствующее оповещение о проведении слушаний, недопуск юристов, отказ в должном изучении материалов дела, использование сокращённой процедуры тогда, когда это не предусматривается законодательством и т. д. если есть основания полагать, что это повлияло на конечный вердикт, ситуация может быть основанием для подачи апелляции.

Для подачи жалобы на судебный вердикт вполне достаточно всего одного основания, но подготовленного правильно, с доказательствами и обоснованием.

Сроки для оспаривания решения арбитражного суда

Законодательство предусматривает определённый период, на протяжении которого стороны могут оспорить вынесенное решение по арбитражному спору. Если сроки, указанные в законе, пропущены, это делает пересмотр вердикта практически невозможным. Для большинства арбитражных конфликтов установленный срок для оспаривания составляет 1 месяц – именно столько есть у сторон спора, чтобы подготовить основания, составить жалобу и подать ее на рассмотрение. Однако в некоторых случаях сроки могут быть еще меньше: если спор касается наложения штрафов за правонарушения, период обжалования сокращается до 15 дней, а если дело рассматривалось в порядке ускоренного судопроизводства, срок будет всего 10 дней.

Важно отметить, что период отсчитывается не с момента оглашения вердикта в суде, а с того времени, когда будет оформлен полный текст решения. Обычно это занимает до 5 дней. Также, если последний день срока подачи попадает на выходные или праздники, он автоматически продлевается на столько дней, сколько было нерабочих дней пропущено.

Как оспорить решение арбитражного суда?

Существует определенный порядок обжалования судебных вердиктов, которого необходимо придерживаться всем сторонам, желающим пересмотреть вердикт по своему спору. Вот эта последовательность действий:

  • подготовка жалобы в суд – в ней необходимо четко указать, какие основания для пересмотра ранее вынесенного решения, обстоятельства самого спора, сведения о том, где и когда был вынесен изначальный вердикт, а также привести доказательства в поддержку своей позиции. Также в жалобе указываются требования – отправить спор на повторный пересмотр, отменить вердикт полностью или его часть;
  • подготовка документов, которые будут выступать основой для апелляции. Их перечень сильно зависит от оснований для обжалования и характера спора – оспаривание решения налогового органа в арбитражном суде сильно отличается от спора по договору поставки или корпоративного конфликта внутри предприятия. Более точно список необходимых документов сможет предоставить юрист, но точно понадобятся как минимум все те, что прилагались к исходному иску;
  • подача жалобы в суд – подобные заявления рассматриваются апелляционным судом того же района, где и происходило рассмотрение исходного спора. Подавать жалобу можно любым удобным способом – по почте, лично или по интернету;
  • рассмотрение жалобы и вынесение решения – когда апелляция будет рассматриваться, нужно убедить суд в том, что первичное решение не было правильным или полным, а значит, требования в жалобе должны быть удовлетворены. Даже если Апелляционный суд откажет, это еще не последний этап — можно пытаться оспаривать решение вплоть до Верховного суда.

Чтобы повысить шансы на успешное обжалование и не допустить возможных ошибок рекомендуется воспользоваться услугами юриста по арбитражным делам.

Заключение

Проигранный в суде первой инстанции арбитражный спор — это еще не последняя точка в конфликте. Недовольная решением сторона имеет право подать апелляцию, если для этого есть основания. при обжаловании нужно соблюдать установленный порядок действий, а для повышения эффективности рекомендуется воспользоваться грамотной юридической помощью.

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять