Ко мне обратился мужчина. Рассказал, что бывшая супруга обратилась в суд с иском — просит заключённый брачный договор признать недействительным. Из содержания договора и дополнительного соглашения к нему, квартиры в городе К. и в городе М. по взаимному согласию супругов признаются единоличной собственностью клиента.
Дело мне показалась интересным с практической точки зрения, потому что я часто слышу на консультациях мнение относительно того, что брачный договор заключать бессмысленно, поскольку его легко можно оспорить. Тем более аналогичные случаи в моей практике были: отказ от равного распределения имущества — не повод для отмены супружеского соглашения.
В иске на 13 листах истец указывает, что в 2020 году между супругами был заключён брачный договор, который был подписан ею в результате длительных уговоров и обмана мужа. Супруга же в силу юридической неграмотности, будучи введённой в заблуждение, не осознавала смысл подписанного контракта: «не читая договора и изменений к нему, при отсутствии разъяснений со стороны нотариуса, допустила оговорки о праве собственности единолично в пользу супруга, при этом заблуждаясь в предмете сделки и её последствий для меня» — указывает бывшая супруга в заявлении. Женщина полагает, что договор заключён в нарушение закона, поэтому она поставлена в неблагоприятное положение, существенно нарушены её имущественные права, и она фактически лишена всего имущества — и вынуждена снимать жильё в аренду.
При этом истец не заявляет предложения об объектном разделе имущества, а просит разделить обе квартиры по 1/2, что по сути разделом не является, поскольку не разрешает спор об имуществе между супругами по существу. Ранее писала об этом в другой статье.
Действительно, согласно п. 2 ст. 44 Семейного кодекса РФ, суд может признать брачный договор недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение.
Между тем, к такому требованию супруга, исходя из положений ст. 4 Семейного кодекса РФ, в целях стабильности и правовой определённости гражданского оборота применяется срок исковой давности, предусмотренный ст. 181 Гражданского кодекса РФ, по требованиям о признании сделки недействительной. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий её недействительности составляет один год (п.2 ст. 181 Гражданского кодекса РФ). Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Таким образом, о нарушении своих прав бывшая супруга должна была узнать не позднее 2021 года, то есть спустя год после заключения контракта.
Кроме того, в ходе судебного рассмотрения истица умолчала в суде о том, что, несмотря на заключённый брачный договор, по которому имущество признаётся единоличным имуществом супруга, одна из квартир в городе М. была приобретена на его же личные средства, полученные от продажи добрачной квартиры, но проданной в период брака.
Была задача обратить внимание суда в ходе разбирательства на этот факт , а также на те, что:
- Истец ни слова не говорит о неисполненном обязательстве перед банками по обеим квартирам. И по какой-то причине не заявляет о разделе долга между бывшими супругами и не заявляет о своей готовности платить ипотеку при том, что претендует на залоговое имущество;
- Предлагает разделить имущество по 1/2 доли за каждым, что приведёт в дальнейшем к конфликту и затруднениям в использовании имущества, поскольку стороны не смогли договориться сейчас и не смогут этого сделать в будущем, что, по сути, не является разделом имущества, как таковым.
С учётом всех обстоятельств по делу и исследованных доказательств, суд пришёл к выводу, что брачный договор и дополнительное соглашение к нему останутся заключёнными. Суд не посчитал неравный раздел поводом аннулировать брачный договор. Ведь отступление от начала равенства супружеских долей — право сторон (Определение ВС № 33-КГ22-5-КЗ).
Апелляция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
Поэтому подчеркну, что российские суды в исключительных (!) случаях признают брачные договоры недействительными. И чаще всего по иску кредитора в процедуре банкротства с учётом нескольких факторов.